Сэм Адамс (Sam S. Adams) из IBM Research и Дэвид Унгар* (David Ungar) собираются на Squeak BOF at OOPSLA 2008 представить разработанную в рамках "Renaissance Project" ВМ "multi-vm" - ВМ Squeak способную работать на 56 из 64 ядер процессора Tilera64. Другие подробности пока не известны, так что почему именно 56 ядер пока не ясно (часть ядер вероятно занята системными функциями, типа планировщика или сборки мусора).
* - в инете можно найти разные транскрипции фамилии Ungar: "Ангер", "Унгар". Мне более уместным кажется "Унгар", но как правильно я не уверен.
Из блога "The Hitchhiker's Guide to ...".
Ярлыки: squeak
Sophie - это проект по разработке нового вида электронных книг, использующих мультимедиа возможности современных компьютеров. Совершенно недавно разработка достигла версии 1.0. Версия 2.0 будет полностью написана с нуля на Java. Подрядчиком стала болгарская фирма Astea Solutions.
Проект финансируется The Andrew W. Mellon Foundation и основной причиной смены технологии со Squeak на Java стала невозможность организовать сообщество разработчиков вокруг Sophie. Так как очень мало людей знающих и желающих работать со Smalltalk. И в Фонде Мелона ожидают, что майнстримовый язык программирования поможет образованию сообщества.
Ожидается, что Sophie 2 сможет понимать формат Sophie 1. Текущий интерфейс будет взят за основу и текущий функционал будет не переделан, а дополнен и расширен. Исходники же Sophie 1 открыты и доступны на сайте opensophie.org. И возможно проект на Squeak получит некое продолжение.
Ярлыки: squeak
Обновился сайт squeakland.org - домашний сайт системы для обучения детей Squeak Etoys. Эта система используется для обучения по всему миру (исключая, пожалуй, ex-USSR).
Одной из особенностей Etoys (да и остальных обучающих систем построенных в этих традициях, как Scratch или Small-land) является система скриптования поведения объектов на экране. Подобную подсистему сделали неотъемлемой частью в Tweak, новом визуальном фреймворке созданном для Croquet.
Как мне видится, у "больших дядек" тоже есть аналог подсистемы скриптования - речь идёт о макросах в MS Access.
У меня от использования макросов в MS Access 97 осталось 10 летней давности субъективное мнение - минусами были глобальное состояние, и полное несоответствие между функционалом доступным через макросы против функционала доступного через API из VBA. Я не знаю о востребованности и удобстве MSAccess-макросов, но факт что этот функционал остаётся доступен второй десяток лет говорит о том, что свой пользователь у такого подхода (пусть даже с такими ограничениями как в MS Access) есть.
Ярлыки: squeak
Ярлыки: squeak
SqueakDBX - интерфейс к OpenDBX. OpenDBX это С-библиотека для доступа к ряду различных РСУБД на ряде самых распространённых платформ. Напомню, что сейчас единого интерфейса для доступа к РСУБД на Squeak нет.
Выпущен релиз Monticello 2 - распределённой системы контроля версий широко используемой в Squeak. Версия 2 призвана исправить ряд недочетов найденных при работе с Monticello 1. Например в версии 1 единицей версионирования является пакет, а версии 2 это отдельные классы, методы, переменные.
Monticello 1 это распределённая система контроля версий, созданная Ави Браянтом при разработке Seaside. Используется в SqueakSource. Есть порт Monticello на Gemstone/S.
Ярлыки: squeak
Дэн Инголс выпустил под MIT-лицензией JSqueak. JSqueak это интерпретатор Squeak 2 (текущая версия Squeak - 3).
Дэн разработал JSqueak в конце 2006 года только для того чтобы получше разобраться в Java и не предполагалось никакого дальнейшего использования кода. Тем не менее уже появился форк JSqueak под названием Potato. Из уже внесённых в Potato добавлений: поддержка 32 битных цветов (оригинальный JSqueak - черно-белый), ограниченная возможность вызывать Java-методы (оригинальный JSqueak не поддерживает крос-языковой совместимости) и кучу прочих улучшений и багфиксов.
Для желающих поучаствовать в разработке JSqueak создан список рассылки.
PS: Блог по Potato: http://potatovm.blogspot.com
Ярлыки: new version, squeak
Qwaq, разработчик Qwaq Forums выпустила под MIT-лицензией мультиядерную виртуальную машину Hydra VM. Насколько я понимаю, Hydra позволяет активировать различные образы в отдельных нитях одной ВМ, что позволяет загрузить все доступные процессоры. Этим дополнительным образам затем можно отдавать команды. Пока же, обычной схемой являлся запуск множества отдельных образов в отдельных ВМ.
Сейчас Hydra VM - работает только под Win32. Доступны исходники и билды ВМ версии 1.0 и необходимых плагинов. Свежие билды ВМ можно найти по адресу http://ftp.squeak.org/HydraVM/latest_builds/win32/.
Вышел Squeak 3.10. Основная цель релиза - улучшение качества кода, увеличение покрытия юнит-тестами, модульность.
PS. На wiki-страничке по релизу 3.10 есть список задач из Mantis реализованных в 3.10.
Ярлыки: new version, squeak
Не прошло и двух десятков лет, как появилась уникодная виртуальная машина Squeak под Win32.
Судя по отзывам, она работает:
После установки некоторых фиксов и выбора шрифтов я смог ввести киррилический текст с клавиатуры в греческой Squeak-локали в немецкой WinXP.Для работы с файлами с уникодными именами нужно исправить один метод:
LanguageEnvironment>>defaultFileNameConverter "Windows VMs always use UTF8-encoded file names now" Smalltalk platformName = 'Win32' ifTrue:[^UTF8TextConverter new].
4.06.2007 выложена ВМ Win32 3.10.3 в которой пофикшен ряд критических багов в коде работы с буфером обмена.
Ярлыки: squeak
Обновлена до поддержки Squeak версий 6.8/6.9 библиотека для импорта/экспорта в формат OpenDocument. Библиотека основана на более ранней работе "OpenOffice Importer".
OpenDocument - основанный на XML открытый формат. Был изначально создан для OpenOffice.org, и позже принят как международный стандарт ISO/IEC 26300 на формат офисных электронных документов.
Ярлыки: squeak
Выложена скомпилированная ВМ Squeak 3.7-7 для Nokia 770. Напомню, что все ВМ мажорной версии 3 способны работать с любыми образами с мажорной версией 3. Отзыв о запуске разных образов на Nokia 770 можно почитать в посте Aaron Reichow (на английском).
Ярлыки: squeak
Mondrian, движок визуализации информации разработанный под VW, сейчас портируют на Squeak. Код можно найти в MC-репозитории на http://mc.lukas-renggli.ch.
На скриншоте можно видеть визуализацию иерархии классов от класса ParseNode. Ширина прямоугольников отображает количество переменных объекта, высота - количество методов. Пример сгенерирован командами:
MOPaintings classInheritanceOf: ParseNode. MOPaintings systemComplexityOf: ParseNode
Ярлыки: squeak
SqueakNOS таки шевелится. Доступен новый .iso образ плюс создан список рассылки, посвященный исключительно SqueakNOS.
Радует.
Ярлыки: squeak
LispKit это набор для создания собственных реализаций Lisp.
"SqueakNOS: A simple guide to writing HardwareDevices" - небольшая статья о том как создать драйвер устройства для SqueakNOS.
Ярлыки: squeak
Появился список рассылки предназначенный для ответов на вопросы начинающих. Инструкции по подписке и архив доступен по адресу http://lists.squeakfoundation.org/mailman/listinfo/beginners
Ярлыки: squeak
Дэн Ингэлс (Dan Ingalls), один из родоначальников ООП вообще, и Smalltalk-а в частности, в данный момент занимается разработкой ВМ Squeak на Java. Теперь можно посмотреть на SqueakOnJava ВМ 2.2 (2.2 была выпущена в конце 1998 г.). Jar с ВМ (~430K) включает в себя мини-образ, так что ничего дополнительно качать не требуется.
tinyBenchmarks (выполнить его можно через '0 tinyBenchmarks') показывает достаточно хорошие результаты. Например, на моём P-IV 3HGz:
SqueakOnJava: 12,965,964 bytecodes/sec; 723,246 sends/sec SqueakOnC 3.7: 130,879,345 bytecodes/sec; 5,820,937 sends/secИтого - 1/10. Хотя есть более песимистические результаты:
SqueakOnJava: 2,390,914 bytecodes/sec; 125,697 sends/sec SqueakOnC (версия?): 201,892,744 bytecodes/sec; 2,210,621 sends/secТо есть 1/100 на выполнении байткодов в сек.
PS. Появился комментарий Дэна о том, что для корректности тестов нужно использовать не только ВМ 2, но и мини-образ из JAR-а.
Ярлыки: squeak
Scratch - новая программируемая среда, которая позволяет детям создавать свои игры, мультфильмы, интерактивные картинки и распространять их через Сеть. Scratch строится на идеях Logo, LEGO/Logo и ориентирован на детей от 10 до 16 лет. Разрабатывается Scratch на Squeak. Релиз будет в первой половине 2006 г.
Доступно русскоязычное введение.
Напомню, что сейчас широко распространены несколько основанных на Squeak сред для обучения детей:
Ярлыки: squeak
Kedama это скриптуемая система симуляции поведения частиц. Kedama может моделировать системы из десятков тысяч частиц. Естественно, что создание, управление, скриптование можно осуществлять визуальными средствами.
Kedama теперь входит в Squeak EToys. Так что можете установить плагин к веб-броузеру и посмотреть примеры самых разных симуляций - от имитации поведения молекул газа в баке при разных температурах и давлении до моделирования популяций хищников и добычи.
Ярлыки: squeak
Хотя SqueakNOS впал в спячку еще в 2001 г. Cees De Groot создал на днях VMWare образ со SqueakNOS. Наверное в дополнение к образу Squeakware.
Ярлыки: squeak
Анонсирован запуск версии 2.1 каталога пакетов для Squeak - SqueakMap. Там же описан процес обновления загрузчика пакетов в образах Squeak. SqueakMap теперь доступна по адресу map.squeak.org.
Ярлыки: squeak
Сайт с сырцами ВМ Squeak переехал с сайта HP на новое место - squeakvm.org. Сайт по старому адресу более не доступен.
Ярлыки: squeak
На мировом саммите по информационному обществу (WSIS) в Тунисе был официально анонсирован 100-доларовый лэп-топ.
Этот лэп-топ предназначен не для свободной продажи, а для распространения среди учащихся по тем же каналам, по которым распространяются книги и школьная форма. Конечная цель - заменить бумажные книги. Учебники обходятся в среднем в 20$ в год на ученика (очевидно речь идёт о странах развитого капитализма, и я даже не предполагаю, сколько стоят учебники у нас), а значит, при покупке лэп-топа на 5 лет он будет стоить столько же, сколько бумажные книги.
При первоначальном производстве 5-10 млн экземпляров, один лэп-топ будет стоить 130$-150$ не считая расходов на распространение, маркетинг, стоимость цифрового контента. С ростом масштабов производства стоимость упадёт до планируемых 100$.
По имеющейся информации на таких лэп-топах будет предустановлен Squeak:
Я не видел програмного обеспечения, разрабатываемого для лэп-топа, но разузнал о команде разработчиков. Это небольшая команда инженеров из Red Hat, которые портируют дистрибутив Red Hat-а. Они, так же, работают над графическим пользовательским интерфейсом вместе с Аланом Кеем и Сеймуром Пэйпетом. Всего задействовано 18 человек, включая студентов Алана Кея. На компьютере будет предустановлено ПО, которое должно поддержать желание учеников изучать программирование. Среди этого ПО будет Squeak и Logo. Планируется сделать ПО доступным для тестирования через несколько месяцев.
Ярлыки: squeak
Squeakware это загрузочный Linux на базе SLAX, содержащий Squeak.
Сделать такой дистрибутив проще, чем разрабатывать SqueakNOS. :)
Ярлыки: squeak
Ярлыки: squeak
The Weekly Squeak это еженедельник в котором собраны последние события из мира Squeak. Источниками информации служат различные списки рассылки. Доступен так же RSS-фид.
Так же, источниками свежей информации могут быть: Planet Squeak - rss-агрегатор различных блогов по Squeak, Croquet, Tweak; Planet Squeak 2 - агрегатор обновлений в репозитории SqueakSource, изменений на del.icio.us, обновлений на различных wiki.
Ярлыки: squeak
Начата разработка проекта Marvin. Marvin это имплементация Self для Squeak. Проект находится на ранней стадии разработки. Для выполнения требуется модифицированная ВМ с расширенным механизмом посылки сообщения.
Замечу, что это является демонстрацией того, что, если что-то есть в ВМ, но не управляемо с уровня ST-кода, то это плохо. В данном случае, это утверждение относится к [неуправляемому] механизму диспетчеризации, из-за которого приходится модифицировать ВМ.
Ярлыки: squeak
В Squeak есть отдельная среда, называемая Alice, которая используется для создания трёхмерных миров, называемых Wonderland. Очередной обучающий флеш-ролик на сайте электронного журнала Bitwise Magazine демонстрирует, как сделать трёхмерный броузер кода в Squeak используя Alice.
Ярлыки: squeak
Появились русскоязычные (чем и особенно ценные) заметки Вадима Колонцова об опыте обучения детей программированию при помощи Squeak E-Toys.
Заметка 1. Цитата (выделено мной):
Готовясь преподавать Squeak EToys, я думал, что английский интерфейс будет отпугивающим фактором. Как оказалось, все не так очевидно. Разумные дети довольно легко ориентируются в англоязычных меню (скажем, в Corel DRAW).. искренне надеюсь, что все пойдет хорошо и после концу смены я-таки напишу статью на тему Смоллтока и детей.
Сегодня показал его, кстати. Любопытно, что мальчик (8-9 класс) и девочка (класс седьмой) восприняли демонстрационный пример с рисованием на экране машины, а потом оживлением ее, связыванием ее с рулем и обучением отталкиваться от преград (на все — 10-15 минут) совершенно естественно. Немного рассказав про «океан объектов», я показал, что к любому окошку Squeak применимы те же операции, что и к машинке. Скажем, его можно повернуть на 13 градусов и оно продолжит работать.. И дети задают вопрос: выходит, мы можем тоже самое сделать не только с машинкой, а с окошком, вообще ничего не меняя в нашем «коде»?
Бинго! И вот уже окошко текстового редактора ездит у нас по кругу. Что дальше?
Заметка 2. Цитата (выделено мной):
Лиза и Борис все-таки огромные молодцы. Мы сегодня за каких-то полчаса нарисовали в Squeak'е настоящую игру: есть самолетик (летит, гудит мотором), которым можно управлять; есть препятствия, которые надо облетать. Если наталкиваешься на препятствия, раздается особый звук, а в уголке начинает вращаться палочка-индикатор. Мы уже переключались из визуального режима построения программы в текстовый, и, кажется, Смоллток-код совсем не выглядит устрашающим.
Звучит как невесть что, но все-таки:
- a) это 7 и 9 класс;
- б) дети видят эту систему первый раз в жизни;
- в) это настоящее ООП;
- г) Алан Кей — супер.
Пара комментариев:
Ярлыки: squeak
Small-land система используемая для обучения в Испании. Имеет 80 тыс. инсталяций. Судя по всему, основана на SqueakLand. В связи с тем, что мой испанский совсем плох, ничего больше сказать не могу.
PS. Благодаря подсказке Юрия Крицкого выяснилось, что проект не испанский, а аргентинский.
PPS. Из поста: инсталяции таки в Испании;4 инсталяций не 80, а 8 тыс. (впрочем, если бы в украинских школах было 8 тыс. инсталяций, то это было бы весьма и весьма прилично); и 50 преподавателей заняты разработкой контента.
Ярлыки: squeak
По адресу http://tweak.impara.de доступна smallwiki с информацией о Tweak. Tweak это новый фреймворк для создания пользовательских интерфейсов. Цель его создания - замена более совершенной архитектурой как Morphic-а так и E-Toys.
Среди нововведений привнесённых фреймворком - полностью асинхронная обработка сообщений. Для каждого обработчика порождается новый процес. Обработчик может выглядеть так:
onMouseDown | oldColor | <on: mouseDown> oldColor := color. color := Color yellow. self waitUntil: #mouseUp. color := oldColor.Традиционно же, такая задача решается созданием двух обработчиков (#mouseDown и #mouseUp) и машины состояний.
Введение асинхронной обработки сообщений потребовало решения ряда проблем, которые не возникали в синхронной однопоточной модели. Самые видимые из них это профилирование и обработка исключений.
Идея нового фреймворка зародилась в 2001 г. Версия 1.0 должна появится в августе нынешнего года и быть достаточно функциональной, что бы работать без Morphic и без MVC.
Ярлыки: squeak
Вышла книга Stephane Ducasse "Squeak: Learn Programming with Robots". Цель книги - объяснение базовых концепций (циклы, ветвление, композиция, абстракция) новичкам любого возраста. Книга ориентирована как на родителей, которые хотели бы обучать своих детей, учителей, так и на подростков, для самостоятельного прочтения.
На сайте книги доступны главы, предназначенные для родителей, имеющих опыт программирования на Java, C++. Так же в свободном доступе находится черновик книги за май 2003г.
В книге используется среда "Bots Inc". Доступны версии "Bots Inc" для Windows, Mac, Linux/Unix.
Ярлыки: squeak
Squeak - писк, визг (издаваемый людьми или животными). Land - земля; страна. |
Сайт SqueakLand посвящён применению Squeak в образовании детей от младшего школьного возраста и старше. На сайте размещены: документация по EToys - системе визуального программирования доступной даже детям; пошаговые инструкции, демонстрирующие как создавать проекты EToys от рисования действующих лиц до скриптинга; рассказ для взрослых о "Вождении машины" - первом EToys-проекте; примеры детских работ; образцы работ представленных на SqueakFest 2004. Для просмотра образцов работ в веб-броузере вам понадобится SqueakPlugin.
Через Интернет так-же можно заказать документальный фильм, рассказывающий о применении Squeak в обучении детей.
PS. Как обычно, все материалы на языке международного общения.
Ярлыки: squeak
Интересными делами занимаются студенты в University of Magdeburg и University of Applied Sciences Magdeburg-Stendal совместно с компанией Impara.
Проект Pirates длился один семестр. Его целью была разработка нестандартного физического пользовательского интерфейса для игры с множеством игроков. Есть видео, но на немецком языке.
На сайте Impara есть некоторые подробности еще одного проекта. Проект Magrathea - разработка на основе OpenCroquet броузера Интернета будещего. Предполагается, что вместо "домашних страниц" будут существовать "домашние миры".
Ярлыки: squeak
Одним из основных факторов, отпугивающим новичков от Squeak, сами новички часто называют непривычный GUI. Именно эту проблему и должнен устранить wxSqueak - интерфейс к wxWidgets (больше известный как wxWindows). Недавно как раз вышел wxWindows 0.4 основанный на Squeak 3.8 и wxWidgets 2.6.0.
На сайте доступны для загрузки версии для Win32 и OS X.
Ярлыки: squeak
Вышел Squeak 3.8. Дистрибутивы образов доступны по адресу: ftp://st.cs.uiuc.edu/Smalltalk/Squeak/3.8.
Напомню, что кроме образов для работы понадобятся: файл SqueakV3.sources.gz , и ВМ. Для Squeak версий 3.х подойдёт любая ВМ версии 3.х. ВМ для Win32 можно взять на squeak.sf.net, ВМ для Un*x можно взять здесь.
Из нововведений:
Ярлыки: squeak
Без политики похоже никуда :)
15 февраля самосформировалась команда которая берёт на себя вопросы связанные с развитием Squeak.
Естественно, развернулась дискуссия как о легитимности такого "комитета" в частности, так и о целесообразности централизованного управления вообще.
В последнее время довольно часто звучала мысль, что Squeak-сообщество сейчас малоспособно принимать какие-либо решения. Так что появление "комитета", берущего на себя ответсвенность за дальнейшее развитие Squeak может быть позитывным фактом. По крайней мере, из тех людей которые высказали своё мнение, позитивно воспринимающих такой шаг больше, чем воспринимающих негативно.
Ярлыки: squeak
Andreas Raab описал в каком направлении будет двигатся Tweak.
Есть так же ряд проектов, в которых могут быть заинтересованы люди, но работа над которыми пока не будет вестись. Это портирование традиционных Smalltalk инструментов на Tweak и поддержка "родных" виджетов (native widgets).
Ярлыки: squeak